Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Инна Александрова – заслуженный мастер спорта России, трёхкратная чемпионка мира по спортингу, компакт-спортингу и спорт-трапу; пятикратная чемпионка Европы; четырёхкратная обладательница Кубка мира, многократный призёр самых разных международных соревнований по спортингу, компакт-спортингу, английскому спортингу и спорт-трапу, многократная чемпионка мира по спортингу в команде и многократная чемпионка России.

Что для меня стрельба

Занимаюсь стрельбой с 2000 года и до сих пор считаю её своим хобби. То есть это не работа, не способ к существованию – это увлечение, очень интересное, которое занимает, конечно, значительную часть жизни, потому что это постоянные поездки, соревнования, общение, новые впечатления и каждый раз новый интересный опыт. Наверное, к этому у меня привычка и тяга с юности: я 10 лет занималась плаванием в обществе «Динамо» (а потом ещё 2 года водным поло), и это постоянно были разъезды по всей стране – то сборы, то соревнования.

К слову, больших успехов не добилась, но КМС выполнила, а главное, уже в старших классах занимались мы очень серьёзно, шесть раз в неделю по две тренировки в день: первая в 6 утра – бассейн, вторая – вечером ОФП или СФП. Родители относились к этому очень спокойно: «Хочешь заниматься? Занимайся, но сама». И, видимо, вот эта привычка – к самоконтролю, спортивному режиму, организации времени и, что очень важно, достижению результата – сыграла свою роль в том, кем я потом стала в спортинге. Кстати, в детстве для меня самым страшным наказанием было не «Ты не пойдёшь гулять!», например, а «Ты не пойдёшь на тренировку!»…

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Недавно в гостях у друзей меня спросили: «Скажи, какая у тебя мотивация, чтобы продолжать заниматься спортингом? Ты же уже всё выиграла. Какие могут быть ещё амбиции?» Это спросил человек, сам серьёзно занимающийся спортом… Да, я выиграла много чемпионатов мира и Европы, но мотивация никуда не девается. Когда ты в этом спорте долго и не выигрываешь один раз случайно, а из года в год находишься в топе – топ-3, топ-6 – мирового рейтинга, это и есть лучший стимул и то достижение, к которому нужно стремиться, если всерьёз решил чего-то в спорте добиться.

Это, кстати, проблема многих наших стрелков, в том числе, безусловно, талантливых: мало кто ставит себе цель выиграть чемпионат мира или хотя бы чемпионат России, большинство хотят «выполнить мастера спорта». Без амбиций не дойти до вершины, не говоря уже о том, чтобы удержаться на ней, даже просто оставаться в спорте – сложно. Возвращаясь к плаванью – я очень благодарна своему тренеру, серебряному и бронзовому призёру Олимпийских игр 1976 года в Монреале, Любови Петровне Русановой, за интереснейшую, я считаю, юность и за то, что во многом благодаря ей я научилась ставить настоящие цели в спорте и находить пути их достижения.

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Как я «дошла до такой жизни»

Несмотря на то что в детстве стрельба мне нравилась и мы при первой возможности бегали в уличный тир, на стенд я попала случайно и поначалу, конечно, не собиралась заниматься стрельбой настолько серьёзно. Просто понравилось стрелять по тарелкам, у меня это сразу начало получаться. Я даже до сих пор помню, как попала свою первую мишень – это произвело на меня сильное впечатление. Тем более по сравнению с плаваньем, где, пока не финишируешь, результата не знаешь.

Тут эмоции гораздо сильнее, потому что каждый выстрел – это сразу мини-результат, за который переживаешь. На первые соревнования по компакт-спортингу я попала буквально через пару недель после того, как первый раз взяла ружьё в руки. Это было в Липецке на открытии нового стенда. Я стреляла в категории «любители» и неожиданно для себя заняла второе место, причём в общем зачёте – среди мужчин и женщин. А потом после некоторого перерыва уже начала заниматься стрельбой регулярно. Первым моим тренером стал мой будущий супруг – Сергей Александров.

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Он к тому времени стрелял уже года три, имел опыт, а главное, умел хорошо и понятно объяснять. А я умела не задавать лишних вопросов «а почему так, а не эдак», спортивная дисциплина приучила, поэтому просто выполняла указания – и попадала. Мастера спорта я выполнила меньше чем за год, а на следующий – выиграла первый чемпионат России. Талант? Да, не без этого. Но в любом спорте – хочу это специально подчеркнуть – один талант не решает. В не меньшей степени необходимы дисциплина и умение работать, выкладываться на тренировках, тем более тренироваться мне всегда нравилось.

Быстро выйти на высокий уровень не только в России, но и в мире, мне очень помогло то, что мы с Сергеем много ездили: Италия, Франция, Англия – родина спортинга. Ездили не только на соревнования, но и тренироваться. Научиться стрелять спортинг, львиную долю времени проводя «в Кузьминках в „ёлках“» (одна из первых спортинговых площадок в России, – прим. ред.) или даже на одном-двух стендах, невозможно, особенно для начинающих.

Наш спорт – это умение в любом незнакомом месте с одного взгляда определить участок траектории, где мишень наиболее уязвима, понять, каким именно методом её лучше всего стрелять – в данном ландшафте, при данном освещении, в той спортивной кондиции, которая есть у стрелка на данный момент, – и технично выполнить выстрел столько раз, сколько требуется в конкретной стрелковой дисциплине. Если это большой спортинг, то мишень может стреляться максимум 2 раза – один раз одиночка и один раз в дуплете, в компакте – 4–5 раз, но с разных номеров, в английском спортинге (дуплетах) – 3–5 раз с номера, но только в дуплетах.

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Это требует от стрелка не только техники, но и большого опыта стрельбы разных полётов, без которого не достичь их понимания и стабильности в серии. Спортинг тем интересен, что топовые настройщики полётов стремятся усложнить стрелку жизнь совсем не тем, что пускают быструю полуугонную тарелку в ребре на 30 метров на фоне леса. На чемпионатах мира или Европы, наоборот, чаще всего все мишени хорошо видны, а попасть сложно, потому что они кажутся другими, чем есть на самом деле. В этом мастерство настройщика полётов: дальнее показать близким, быстрое – медленным, медленное – быстрым, а самые удобные и привычные для стрельбы участки траектории закрыть естественными (или искусственными) препятствиями. Поэтому так важно тренироваться на полётах того характера и в тех ландшафтах, что будут на соревнованиях, в которых собираешься участвовать.

Как пришёл результат

Результат пришёл довольно быстро. Свои первые крупные международные соревнования я стреляла в Андорре в 2001 году и довольно сильно тогда удивлялась, что девушки и женщины, мои соперницы, на пристрелке стреляли по 24, по 25 (серия – 25 мишеней, – прим ред.). А я тогда попадала 18–19. Но через год, в 2002-м, в спортинг-клубе «Москва» на чемпионате Европы по компакт-спортингу со многими из них я стреляла уже на равных и заняла 2-е место. В общем, с тех пор я уже регулярно была близка к призовым местам, но ещё несколько лет не могла выиграть – занимала то вторые, то третьи места.

Был в Англии чемпионат мира по дуплетам (английский спортинг, 2004) – там я попала в перестрелку за 1–3-е места, то есть мы втроём в основной серии в 200 мишеней показали одинаковый результат. И в перестрелке я стала третьей, потому что не умела ещё стрелять луперы (параболические сильно искривлённые траектории, – прим. ред). В ходе того чемпионата был номер как раз с этими луперами, где я попала всего четыре (из восьми). К слову сказать, был номер, где я вообще не попала ни одной мишени – с полётами такого типа столкнулась в первый раз, – но это не помешало выйти в перестрелку, которая, как назло, случилась на луперах.

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Так я на следующий день специально приехала туда: «Научите меня стрелять луперы!» – и целый день стреляла только их. Когда проигрываешь, главное, сильно не расстраиваться, ни в коем случае не начинать рвать на себе волосы, без конца сожалеть «а вот если б»... Надо, наоборот, подходить к проигрышу конструктивно, спокойно определить причину неудачи и начинать методично работать над её устранением. В этом весь спорт.

В 2006 году я впервые взяла мастер-класс у тренера мирового уровня – Бена Хаствейта, до этого мы с Сергеем, по сути, занимались только сами. Бену на тот момент было 28 лет, а стрелял он с 13, и главное – это большой талант и дар – он умеет не просто объяснить, как попасть ту или эту мишень, он действительно тренер чемпионов. Мне он не только помог ускорить обработку мишени, но и многое подсказал в тактическом и в психологическом планах: даже когда ты много умеешь, выигрывать тоже ещё надо научиться.

Эти три дня с Беном дали результат уже через два месяца: во Франции я выиграла свой первый чемпионат Европы по большому спортингу. Бен был очень рад за меня, потому что я обстреляла очень титулованную английскую спортсменку – Кейт Браун, которая очень долго была… девушкой Бена и даже обижалась на него за то, что он взялся мне помогать. После поздравлений от Бена я подошла к Джорджу Дигвиду – легенде спортинга, самому титулованному стрелку за всю историю, с которым у нас давно уже сложились дружеские отношения: «Джордж! Я сделала это!» Знаете, что он сказал? «Инна, запомни этот день» Я просила: «Почему?» – «Потому что этого может больше никогда не случиться…» Почему он так ответил? Нет, он не имел в виду, что это случайно получилось, и, конечно, не хотел обидеть.

Он сказал искренне, с высоты своего колоссального чемпионского опыта, как близкий друг: когда твоя многолетняя спортивная мечта и цель осуществляется, очень сложно мотивировать себя дальше и задержаться на вершине. Ведь многие, выиграв даже один какой-нибудь турнир, образно говоря, надевают корону – а это всё, конец спортсмена. Мне повезло: я не утратила амбиций, не расслабилась на лаврах и не зазвездилась, а на следующий год – выиграла Европу и по компакту, и по спортингу. Ну, тут уж сэр Джордж сказал: «Да… Ты молодец!»

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

А вот титул чемпионки мира не давался ещё очень долго. Причём я могла лидировать до последнего дня с отрывом в 3–4 и больше мишеней, но… в последний день ответственность за результат сковывала, и я проигрывала – часто всего одну мишень. Свой первый чемпионат мира по компакт-спортингу я выиграла только в 2016 году, но зато это случилось в Англии – на родине спортинга, в одном из старейших клубов – «Чёрчиле», где присутствовали все самые сильные стрелки мира, в том числе американки. Победить в таких условиях, да ещё и с отрывом от первого места в 6 мишеней – это было круто! На следующий год – в 2017-м – я наконец-то выиграла чемпионат мира по нашей королевской дисциплине – спортингу – с великолепным результатом, обстреляв не только всех девушек, но и многих сильнейших стрелков мира.

Отношение к охоте

Очень многие ведущие спортсменки мира не просто охотятся, но занимаются этим с увлечением. Американки, насколько знаю, практически все охотятся; англичанки, испанки, итальянки – тоже многие увлекаются стрельбой не только по тарелкам. Вообще, в среде спортингистов к охоте отношение хорошее, и большинство спортсменов если не заядлые охотники, то, как минимум, время от времени не отказываются от приглашения на охоты. Я охотилась в Англии на лесного голубя по приглашению Джорджа Дигвида.

Он заядлый охотник, имеет своё хозяйство, где проводит разные охоты на птицу. А та охота на вяхирей проходила на фермерских полях и запомнилась сложными дальними налётами и непредсказуемым поведением птиц, которые в любой момент могли резко изменить траекторию и скорость полёта. Мы добыли немного, но всё, что добыли, сами приготовили и съели. Для меня это важно: всё, что ты добываешь, надо употребить. Нельзя брать у природы просто ради забавы, тут я большой противник, что называется, «тренировочных стрельб по биообъектам».

Инна Александрова. О себе и о стрельбеНезабываемые впечатления оставила охота в Новой Зеландии на дикого павлина. Их там развелось очень много, они наносят какой-то ущерб местным фермерам, в общем, на них открыта охота. Выглядит она так. Вся местность – это холмы с небольшими, но очень густыми лесками на относительно плоских верхушках. Ты слушаешь, где кричит павлин, и начинаешь восхождение на этот холм. А между холмами, в низинах и на склонах – болотная высокая и жёсткая трава и кочки, плюс всё истоптано коровами и ими же «заминировано». В общем, идти совсем нелегко. И вот забираешься ты на такой холм, слушаешь, где кричит павлин, и крадёшься в его сторону. Видимость ограничена, а подлесок там очень густой. И вот, когда павлин уже близко – может, даже на дальний выстрел, – под ногой хрусть какой-нибудь сучок, и фр-р-р-р. Павлин улетает... на соседний холм, порой в полукилометре и более, в такой же лес. И надо снова спускаться, брести низиной, оступаясь в кочкарнике, и лезть на очередной холм...

Один раз вместо хруста сучка прямо из-под ног вылетела пава – курица павлина: огромная птица, и с шумом как от вертолёта! Их тоже можно стрелять, и я стреляла в этой гуще ветвей и листвы, но от неожиданности выбила только огромное облако перьев с расстояния метра три... Так прошёл чуть не весь день, пока павлину не взбрело в голову сесть в низину между холмами и укрыться в кочках. Видимо, он решил, что раз ему ничего не видно, то и его никто не видит, вот только про свой длинный и красивый хвост позабыл. Забавно было подойти почти вплотную – а из кочек торчит павлиний хвост. В итоге добыли одного павлина, но таким трудом, что на следующий день наотрез отказались снова ехать на эту охоту.

Инна Александрова. О себе и о стрельбе

Что, кроме стрельбы

Повторюсь, стрельба – это моё хобби, каких бы успехов я в ней не добилась. Кроме спортинга, я давно увлекаюсь горными лыжами, не пропускаю возможности сыграть в волейбол, особенно пляжный, каждый год с друзьями мы путешествуем на морском парусном катамаране. После школы я окончила институт физкультуры, и основное образование у меня тренерское – это как раз тот случай, когда работа и хобби пересекаются, дополняют друг друга, и всё это в удовольствие.

Мне не просто нравится работать с людьми и передавать им свой опыт – для меня важна польза, которую я таким образом могу принести обществу. Каких успехов на этом поприще я достигла? «На моём счету» несколько мастеров спорта и один МСМК (мастер спорта международного класса, – прим. ред.), Татьяна Пирогова, занявшая третье место на чемпионате Европы по компакт-спортингу в Польше, моя ученица, с которой я работаю до сих пор. С ней же мы несколько раз выигрывали чемпионаты Европы и мира в команде. Но о тренерской работе, а также о том, насколько, на мой взгляд, стрельба – это женский вид спорта, как-нибудь в следующий раз.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, март 2022

506

huntportal.ru