Приказ 86 ОД от 30.08.2018 "Об организации образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году"
Образовательная деятельность МБДОУ детский сад № 21 «Чебурашка» осуществляется на основании лицензии №15875, выданной 24 апреля 2012 года. В соответствии с лицензией детский сад имеет право ведения образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию. В ДОУ функционируют 12 групп общеразвивающей направленности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей: 4 группы раннего возраста от 1 года до 3 лет из них (2 группы 3-го года жизни, 2 группы 2-го года жизни); 8 групп дошкольного возраста от 3 до 7 лет (вторая младшая — 2 группы; средняя – 3 гр; старшая – 2 группа, подготовительная к школе группа – 1); Целью деятельности учреждения является создание условий для реализации гарантированного права гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования, условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников. Об уровне образования- дошкольное образование. Форма обучения- очная.
Содержание образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 21 «Чебурашка», выстроено на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 1 года до 7 лет в различных видах детской деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа направлена на решение задач ФГОС дошкольного образования:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период от 1 года до 7 лет, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания программы и программ начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Учитывая познавательно-речевое направление деятельности ДОУ, педагогический коллектив принял решение использовать в формировании ООП ДОУ следующие парциальные программы:
1. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-пресс», 2015.
Программа реализуется в группах детей дошкольного возраста от трех до семи лет.
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников, изложенные в трудах ученых, представителей петербургской школы Л.М. Маневцовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок:
- системное строение природы;
- понятие «живое» как основа экологического образования;
- единство живой и неживой природы;
- приспособление растений и животных к среде обитания и сезону;
- единство человека и природы как основа экологического сознания.
Цель программы. Воспитание у ребенка основ экологической культуры.
Задачи. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность; формировать представления о системном строении природы, воспитывать осознанное, бережное отношение к ней.
2. Л.Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа.
Цель программы – формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способствовать самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи реализации программы:
- обеспечение овладения ребенком основами культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
- развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
- развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
- развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
- формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.