Версия для слабовидящих


Уральская инженерная школа


Комплексная программа Уральская инженерная школа на 2015-2034

О внесении изменений в отдельные Указы Губернатора Свердловской области

дополнительная образовательная программа LEGO — конструирование

дополнительная образовательная программа Математическая мозаика

дополнительная образовательная программа ТИКО-городок

дополнительная образовательная программаТИКО-умники

ТИКО-моделирование

ЛЕГО-конструированиебанер лист1

  Технологии интенсивного  развития интеллектуальных  способностей детей: 

 Блоки Дьенеша, Палочки Куизенера, Дары Фридриха Фребеля

     Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Современный рынок производственных отношений строится на профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами. Руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии. Однако в современной России работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается низкий статус инженерного образования. Студенты не идут поступать на инженерные специальности, потому, что  выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные понятия ставят их в тупик – и становится ясно, что сфера образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному заказу на модернизаторов производства и новаторов. Таким образом, назрела необходимость популяризации профессии инженера.

         Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Правительство Свердловской области ставит перед нами те же задачи. По поручению главы региона в области была начата разработка проекта концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015 — 2034 годы.  Необходимо, повышение престижа инженерных профессий», — считает глава Свердловской области. По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

          Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

         Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни. На сегодняшний день  активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится конструктивно-модельная деятельность.

         Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской,  творческой  деятельности, технического творчества, развития конструктивного (прединженерного) мышления

         Введение и реализация ФГОС ДО  требует от педагогов  организации инновационной развивающей среды, применения  новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей. 

         Однако потенциал конструкторско-модельной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в программах  уделяется внимание  конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов,  используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов.   Причиной  этому является то, что образовательные конструкторы дорого стоят и приобрести их, в достаточном количестве, не всегда представляется возможным. Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием образовательных конструкторов.

         Что такое современные образовательные конструкторы?

          Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных  конструкторов, но все ли они могут называться образовательными.

          Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор:

  • во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение.
  • во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
  • в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования;
  • в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора. В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

     Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно, либо с помощью взрослого  приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему,  анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

           ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, по-прежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.

Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды.  

      Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования, наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов.

     В современной педагогической практике все чаще  используется в работе линия образовательных конструкторов — ЛЕГО. Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал  себя как образовательный продукт.  ЛЕГО используют,  как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.

         Поиск эффективных инновационных технологий направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил нам познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным  конструктором ТИКО педагогов города Великий Новгород .

В  2005 году на Российском рынке появился образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО.  ЭТО развивающий  материал,  позволяющий разнообразить процесс обучения дошкольников, а так же замечательный инструмент  в области  научно-технического моделирования (конструирования). Логинова Ирина Викторовна — автор программы внеурочной деятельности «Кружок  Геометрика», руководитель городского клуба «ТИКО-мастера» Дворца детского (юношеского) творчества им. Л. Голикова города Великий Новгород, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов Великого Новгорода и Санкт-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода этот конструктор обрел статус эффективного педагогического инструмента в глазах педагогов дошкольных учреждений и школ.

Логинова Ирина Викторовна охотно демонстрирует опыт работы с конструктором ТИКО на конкурсах, конференциях, семинарах различного уровня. Опыт новгородского педагога  транслируют общероссийские периодические издания «Управление начальной школой», «Начальная школа. Все для учителя!». Восемь педагогов из разных образовательных учреждений Великого Новгорода, которых увлекла  Логинова И.В.  благодаря командной работе  создали авторский методический комплект  по развитию логических и творческих способностей. 

Технология ТИКО-моделирования разработана педагогами в соответствии ФГОС.                                                                     банер лист2

 Обучение  и развитие детей в ДОУ, по их мнению,  можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов.

Кроме того, актуальность предложенной ими технологии ТИКО-моделирования   значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
  • познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
  • художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
    • социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  1. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
  2. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  3. Объединяет игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

         Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые  и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:   

  • Необходимостью внедрения системных обновлений в ДОУ в виде ФГОС и недостаточным владением педагогами новыми педагогическими технологиями.
  • Требованиями ФГОС, где указывается на   активное применение конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию  исследовательской и творческой активности  ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ  Программы работы с детьми с образовательными конструкторами, способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.
  • Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и  недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивно-модельной деятельности   на  развитие личности дошкольников;
  • Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей  формированию  конструктивного мышления  у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада  образовательными конструкторами нового поколения.

         Идея внедрить технологию ТИКО — моделирования в образовательный процесс нашего ДОУ, сделать работу с ТИКО-конструкторами целенаправленным процессом, расширить   содержание конструктивно-модельной  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу нашего инновационного проекта.банер лист3

Цель проекта:  Создание современной образовательной среды, способствующей развитию творческих способностей, прединженерного мышления дошкольников через реализацию образовательной технологии ТИКО-моделирования в интеграции образовательных областей.

Задачи проекта:

  1. Разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы с конструктором ТИКО, ориентированной на мотивационно-деятельностный характер взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и деятельности.
  2. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей, конструктивного мышления у воспитанников  посредством  технологии ТИКО-моделирования.
  3. Разработать и апробировать  на практике дополнительную образовательную программу  кружковой работы конструкторско-банер лист4модельной направленности «ТИКО-городок»  с использованием конструкторов ТИКО для детей  начиная с младшего   дошкольного возраста;
  4. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста.
  5. Повысить образовательный уровень педагогов посредством обучения  ТИКО-технологии.
  6. Повысить интерес родителей к ТИКО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”

    Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

     Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей.  Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000), где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.   С  1993  года  блоки  Дьеныша выпускают отечественные производители  (000 «Корвет», Россия, Санкт-Петербург)  и  их  приобрели  и  пользуются  большинство дошкольных учреждений России.

      Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и других.

      Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант – 3 свойства. К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам. 

        Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

     В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.  Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).  Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.  Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

      Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.  В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

   Начиная  работать  с  блоками  Дьеныша  педагогу  необходимо познакомить детей  с  самими блоками.   Сначала  можно  выложить  перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  1. Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например, желтую фигуру).
  2. Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  3. Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

 Затем  предлагаются  игры,  в  зависимости  от  возраста  детей:

  • Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета), как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
  • Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)
  • Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
  • Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня
  • и  многое  другое….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



© 2015 Официальный сайт детского сада № 21 "Чебурашка" Вход

Рейтинг@Mail.ru